Проблемы «звёздных» команд или Что такое команда-мечта?

Алексей Миронов // 23 декабря 2004

Комментарии: 27



Данная статья опубликована в рамках конкурса на лучшую статью, проводящегося среди читателей Basketball.ru.

С каждым годом баскетбол становится всё более динамичным и зрелищным видом спорта. Если в середине 90-х годов красивые и эффектные моменты в матчах российской суперлиги можно было пересчитать по пальцам, то теперь, с приходом высококлассных специалистов и не менее профессиональных игроков, большинство из которых составляют американцы, российский баскетбол поднялся на совершенно иной уровень. Функционеры лучших российских клубов осознали, что для привлечения зрителей на трибуны и достижения высоких результатов необходимо коренным образом менять подход к созданию команды. В результате в нашем чемпионате появились иностранные тренеры, улучшилась инфраструктура клубов, красочные шоу перед началом матчей стали всё больше напоминать заокеанский прообраз. Спонсоры, видя интерес зрителей, готовы платить всё большие деньги за звёзд первой величины, а эффектная игра мастеров восхищает и завораживает. И, вроде бы, всё замечательно, прогресс налицо, но в условиях такого резкого прогресса не только российского, но и всего мирового баскетбола всё чаще стала возникать проблема переизбытка звёзд в отдельно взятой команде. Казалось бы — о чём ещё мечтать? Чем больше звёзд — тем лучше! Но не всё так просто. Парадокс, но команды, сплошь составленные из звёзд, не могут достичь высоких целей, поставленных перед ними. Яркими примерами этому стали ЦСКА образца 2000/01, «Лос-Анжелес Лэйкерс» прошлого сезона и, наконец, московское «Динамо» образца этого сезона. Так в чём же причины?

Начнем с ЦСКА. Проблемы армейцев, ведомых в то время Валерием Тихоненко, лежат на поверхности. Валерий, только что закончивший свою блистательную карьеру, был полон амбиций и желания доказать, что он сможет стать отличным тренером. Гомельский дал ему шанс, а вместе с тем и огромные финансовые возможности. И прогадал. Набрав звёзд со всего мира, но не имея достаточного опыта руководства и планирования, Валерий так и не смог составить из отдельных личностей единый отлаженный механизм, который смог бы заработать на полную мощность. Результат — вылет из Евролиги ULEB на стадии ТОП-16, пятое место в чемпионате России и невнятная игра, напоминающая крылатую фразу из басни Крылова: «рак пятится назад, а щука тянет в воду». Но только ли тренер виноват во всём? Да и возможно ли в принципе создать отлаженный механизм из звёзд? Попытаемся разобраться.

Пример с «Лос-Анжелес Лэйкерс» показал, что некомпетентность тренера — это не единственная проблема, мешающая звёздным командам добиваться выдающихся успехов. Ведь, согласитесь, трудно обвинить Фила Джексона, 6 раз приводившего Чикаго Буллз к чемпионству и ещё дважды выигрывавшего чемпионские перстни с теми же Лэйкерс, в некомпетентности. Тем не менее игроки «Лейкерс», считавшиеся перед прошлым сезоном явными фаворитами, провели сезон очень средненько. С трудом дойдя до финала, они не смогли одолеть в нем «Пистонс». Гари Пэйтон, Коби Брайант, Шакил Онил, Карл Мэлоун, Дерек Фишер — трудно представить себе пятёрку сильнее этой. И Джексон лучше чем кто-либо другой представлял себе, как сделать из индивидуалистов сплочённый коллектив. Представлял, но не смог! Путь от задумок до воплощения их в реальность оказался непреодолимым. В результате Гари Пэйтон провёл, пожалуй, свой худший сезон в карьере, Карл Мэлоун потерял уверенность в себе, а между Коби и Шаком произошёл окончательный разрыв, приведший к уходу Шакила в Майами.

Теперь рассмотрим пример московского «Динамо». Амбициозный израильский тренер Цвика Шерф, возглавивший москвичей по ходу прошлого сезона и сразу же добившийся бронзы чемпионата России, в межсезонье провёл великолепную селекционную работу. В команду пришли нападающие Мирсад Туркан, Руслан Авлеев и Кшиштоф Лавринович, защитники Грир, МакДональд и Кубраков, центровые Лазарос Попадопулос и Фёдор Лихолитов. Вкупе с оставшимися в команде Домани и Фетисовым состав москвичей выглядел чуть ли не самым грозным в Европе. Болельщики бело-голубых предвкушали смещение ЦСКА с незыблемых лидирующих позиций в чемпионате России. И что же они увидели? Динамовцы проигрывают в Европе «югославскому» «Железнику» и болгарской «Академике», ведя у последних по ходу матча 22 очка! Дальше больше. В принципиальнейшем дерби с московскими армейцами «силовики» уступают по всем статьям, заставляя Евгения Гомельского задуматься о адекватности затраченных на команду средств. После этого поражения игроки «Динамо» начинают откровенно «сливать» Шерфа, проигрывая ещё дважды: питерским одноклубникам в чемпионате России и итальянскому «Вертикал Вижн» в кубке ULEB, ставя тем самым крест на своих дальнейших перспективах в Европе. Реакция руководства «Динамо» следует незамедлительно: Шерф уволен с официальным объяснением — «по состоянию здоровья»!

Почему же тандем не самых плохих тренеров и переизбытка игроков-звёзд в одной команде всегда заканчивается ничем? Всё очень просто — невозможно, имея десяток звёзд, создать слаженную команду и заставить её работать на результат. Этого не может сделать никто! Ни Шерф, ни Джексон, ни кто-либо другой! Игроки, привыкшие быть на первых ролях в своих клубах и проводить максимум времени на площадке, не могут, «переступив через себя», образовать команду, способную добиваться высоких результатов. Звёздам уже нечего доказывать, и это самая главная проблема. Команда, претендующая на звание команды-мечты, должна иметь в своём составе не только суперзвёзд, но и талантливую молодёжь, которой есть к чему стремиться и что доказывать. Которые с ростом 190 см будут «вырывать» подбор у центровых с ростом 210 см. Которые будут бросаться за мячом в аут, не боясь получить серьёзную травму. У которых будут гореть глаза и которым, ко всему прочему, грамотным тренером будет предоставлена возможность проявить себя. Вот тогда это будет настоящая команда, вот тогда эту команду можно будет назвать командой-мечтой. Ещё древние знали, что залог успеха в любом начинании — это гармония. То же самое и с построением команды. Нельзя впадать в крайности, настоящая команда-мечта — это сплав опыта и молодости. И когда суперклубы поймут это — результат не заставит себя долго ждать!

Добавил: bbl

Теги:

в фейсбук Класс! в жж

Комментарии:

Автор Сообщение



нет картинки
23.12.2004 01:21 #

Офигительная статья особенно последний абзац!!!!!!!!!!!!!!!!
 



нет картинки
23.12.2004 10:00 #

Для меня понятно, что автор разбирается в баскетболе и,главное,понимает,что нужно большее внимание уделять своей молодежи (и не только за 2м!) Нужны трудяги для того чтобы звезды сверкали! Так было всегда, но хозяевам клубов нужен результат сегодня и это парадокс привел к необоснованным заоблачным контрактам и никакому отношению к молождежи. Тот же Ивкович прогнозировал участие молодых в команде, и что? ну сидят Заворуев и Курубанов с Королевым по очереди на лавке вместо того, чтобы играть например в ЦСКА-2, но тут опять проблема денег, которые ушли на контракты звезд! А автор молодец! Желаю ему успеха в конкурсе!
 



нет картинки
23.12.2004 10:34 #

… Вот если разобраться по сути: 2 тренера — Ивкович в ЦСКА и Шерф в Динамо… 2 суперкоманды по набору игроков, финансовым возможностям, менеджменту и т.д., но ЦСКА в Чемпионате России просто рвет всех (за исключением некоторых игр), в Европе тоже пока без проблем — то на Динамо просто страшно смотреть! Вывод какой — почему у Ивковича получается лучше руководить своими подопечными, чем у Шерфа ?… неужели в Динамо меньше платят игрокам?
 



нет картинки
23.12.2004 11:37 #

Алекс, всё правельно написал. У Ивковича получается, у Першича в Барсе получалось (а там звез ещё больший переизбыток), список можно ещё продолжать (у того Джексон в Чикаго, был состав куда "звездее". Все эти разговоры про то, что Шерф не смог, потому, что это было невозможно, это из серии про танцоров и … Про молодые горящие глаза, правильно лишь от части. Тот же Федя имеет не затухшие "фонари". Ну и что? Если он кроме как прыгать (а это, ксожелению, всегда не надолго) и толкатся ни чего не может! С ним ещё не один год нужно индивидуально работать, с его ростом без среднего (а желательно и дальнего) броска, без приличного дриблинга можно только быть 10 игроком на подхвате. Про Кузякина я и не говорю. Парень он может и не плохой, но пока на площадке он больше похож на случайно выбежавшего клоуна.
Дмитрий. Насколько серьёзно ты рассматривал слова Ивковича о игре Заваруева со компанией, в то время когда Моне с Саврасенко игрового времяни не хватает? Только совместные тренеровки (что вообщемто тоже не плохо), на большее этой троице пока претендовать нельзы (хотя конечно жаль).
 



нет картинки
23.12.2004 11:48 #

znaete dlia nas litovcav etot kult zviozd nu skazim miagko nesovsem poniaten — v plosciadke 5 igrokov i vse piat dolzni umet brosat iz liubogo mesta, peredavat pasi i podderzivat drug druga v liuboj situacije — posmotrite kogda litovskaja zbornaja igraet kak svoix podderzivaet te igroki kotorije na skameike, esli u komadi "zvezda" na kotoruju vsia komanda rabotajet eto nekcemu neprevediot — protivniki skoncentriruet svoji usilija na etu "zvezdu" i budit nexoroso — opasnost dolzna isxodit ot liubovo igroka, nenado tianut odijalo na sebia, nado doveriat partnioram Jordan stal velikim i nacial iigrivat togda kogda eto ponial i nebrasal cerez 3 sopernikov a otdal pas paxstonu(kazeca tokaja familija etogo snaipera) v odnom resajuscem mace, v drugo stivu keru i oba opravdali doverije.
 



нет картинки
23.12.2004 11:54 #

Про "Лейкерс" — вообще чушь. Та команда теряла по ходу сезона Шакила и Мэлоуна, по ходу регулярного сезона переживала склоки, но, выйдя в плей — офф с 5-го места не оставила особых шансов соперникам вплоть до финала. В финале же они проиграли свкрхотлаженной машине Брауна, показавшей еще и очень вдохновенную игру. Так что не надо сравнивать "Лейкерс" с "Динамо", а лучше вообще подождать до самых важных матчей сезона.
 



нет картинки
23.12.2004 11:56 #

Хотелось бы добавить, соглашаясь с автором статьи.

Это интересно будет смотреть. То же ЦСКА играет в еврокубках, матч смотришь, переживаешь. Но как-то не так, не "до потери пульса"
 



нет картинки
23.12.2004 13:23 #

Чего зря трепешится весь 2 сезон впереди и ЦСКА и Динамо покажут себя из лутшей стороны.Я давно понял не надо делать пресинг на команды мол они во всех матчах являются фаворитами это только вредит психологии играков да и команды соперника более чем обычно стараются так как выиграть у фаворита дважды приятнее.Надо учесть что и звезды люди их не запрограмировать.Возмите пример с Леброма,как он сейчас играет,а в Афинах?Просто очень велика ноша,нацелиность только на золото подвела молодую довольно симпотную команду.Я просто уверен что с этим составом на следующей Олимпиаде они без проблем возмут золото,посколько будут только одни из претендентов но никак не фавориты.
 



нет картинки
23.12.2004 15:22 #

Спецу:чесно говоря, слова Ивковича(по крайней мере для меня)предполагали подготовку через 3 года российских игроков на том же уровне,что и покупных! или хотя бы создание 2 команды для их обкатки. обидно, что нас опять обманули!а про теренировки в паре со звездами-не уверен:посмотри на Падиуса!
Всем:по моему главная мысль статьи-перспективы нашего ббола, а то что ЦСКА и Динамо очень сильны, и многие за них болеют-так это нормально, но чем все закончится,если "ручеек" усохнет-пример УГ(очеь жаль!)
 



нет картинки
23.12.2004 16:04 #

Дмитрий, я тоже переживаю за наш баскетбол, но посмотри на Вяльцева в Самаре, точнее на его статистику. И время игровое есть и партнеры не звёзды — не давят, но … А его называли самым перспективным (хотя, конечно, это чушь, просто расскручивали). Посмотри на Соколова в Ростове. Толи я тупой, толи… Но я не понимаю, как Цинман (а он именно так декларировал свой приход в команду) их с Бабичевым и Вороновым делает самыми лучшими. Тому же Цыпачёву похоже повезло, что вовремя от тудаго сволил. Ни кто не работает над игндивидуальным мастерством игроков, кроме ЦСКА. Да и там это оставляет желать лучшего. Игровая практика это хорошо, но в НБА игроки и наскамейке прогрессирую , почему-то, быстрее чем у нас в той же Самаре.
 



нет картинки
23.12.2004 19:10 #

Автору: Фил привел Лэйкеров к титулу чемпионов трижды, а не дважды!
И еще: приводя в пример состав Лэйкеров и делая выводы на основе него, вспоним тех же ЛА конца 80-х:
Джаббар, Мэджик, Ворфи, Байрон Скотт — чем не супер-команда? А ведь побеждали! Или Бостон с Бердом, Макхейлом, Расселом и Уолтоном (перешел из Портленда) + Эйндж — тоже победители.
Статья написана красиво, но её доводы можно опровергнуть парочкой примеров.
Оценка: 6 из 12.
 



нет картинки
23.12.2004 21:05 #

ИМХО> стиль чем то похож на школьное сочинение
 



нет картинки
23.12.2004 21:06 #

некоторые логичекие выводы не доведены до конца
 



нет картинки
24.12.2004 11:47 #

Думаю, у Тихоненко не было выбора. Папа сказал надо — значит надо.

Шерф показал, что не может работать с игроками-звездами.

У нас же появилась возможность сравнить того начинающего тренера Тихоненко и нынешнего, поднатаревшего в тренерской науке. По первым впечатлениям, Тихий справляется.


Очень сложно найти подход к амбициозному игроку-звезде. А если таковых в распоряжении тренера слишком много, то пока единственный напрашивающийся выход — распределять игровое время между подопечными примерно в равных пропорциях. Так поступает Ивкович. И Тихоненко сгладил временную разницу между игроками.

Пример с Лейкерс отличен от ЦСКА и Динамо. В Лос-Анджелесе была выделена стартовая пятерка, а в российских клубах звездных игроков хватает на две полноценные команды. Так что объединять эти команды в одну статью не совсем верно.
 



нет картинки
27.12.2004 10:43 #

Согласен, с написанным выше.
Главная задача треннеров команд-звезд заставить их работать слаженным коллективом, работать на результат команды, а не свой ("найти подход к амбициозному игроку-звезде". А для этого необходимо создать тот микроклимат в команде, где не было бы слок и гнетущей атмосферы, чтобы звезды выходя на площадку, забывали про свое ЭГО, и работали на команду. Ведь по отдельности звездный игрок лучший на позиции, но почему-то не может быть Лучшим на ПОЗИЦИИ звездной команды.
Не стоит Звезде забывать, что на его место уже сегодня может придти другой, менее амбициозный игрок, который переиграет его и в конечном итоге заменит.
Ведь проблема звезд зачастую в их настое на игру, да с теми же аутсайдерами (ну, свежие примеры, Уникс-Спартак, Хьюстон-Шарлота, … Да посмотрите на последние недели 2, что они творят)

В принципе, (как не горько это сознавать) в поражениях команды наверное надо винить тренера, имхо это его вина, что он не смог сплотить дружину, предотвратить может быть склоки и стычки в команде.
 



нет картинки
27.12.2004 10:49 #

Согласен, с написанным выше.
Главная задача треннеров команд-звезд заставить их работать слаженным коллективом, работать на результат команды, а не свой ("найти подход к амбициозному игроку-звезде". А для этого необходимо создать тот микроклимат в команде, где не было бы слок и гнетущей атмосферы, чтобы звезды выходя на площадку, забывали про свое ЭГО, и работали на команду. Ведь по отдельности звездный игрок лучший на позиции, но почему-то не может быть Лучшим на ПОЗИЦИИ звездной команды.
Не стоит Звезде забывать, что на его место уже сегодня может придти другой, менее амбициозный игрок, который переиграет его и в конечном итоге заменит.
Ведь проблема звезд зачастую в их настое на игру, да с теми же аутсайдерами (ну, свежие примеры, Уникс-Спартак, Хьюстон-Шарлота, … Да посмотрите на последние недели 2, что они творят)

В принципе, (как не горько это сознавать) в поражениях команды наверное надо винить тренера, имхо это его вина, что он не смог сплотить дружину, предотвратить может быть склоки и стычки в команде.
 



нет картинки
27.12.2004 10:58 #

Согласен, с написанным выше.
Главная задача треннеров команд-звезд заставить их работать слаженным коллективом, работать на результат команды, а не свой ("найти подход к амбициозному игроку-звезде". А для этого необходимо создать тот микроклимат в команде, где не было бы слок и гнетущей атмосферы, чтобы звезды выходя на площадку, забывали про свое ЭГО, и работали на команду. Ведь по отдельности звездный игрок лучший на позиции, но почему-то не может быть Лучшим на ПОЗИЦИИ звездной команды.
Не стоит Звезде забывать, что на его место уже сегодня может придти другой, менее амбициозный игрок, который переиграет его и в конечном итоге заменит.
Ведь проблема звезд зачастую в их настое на игру, да с теми же аутсайдерами (ну, свежие примеры, Уникс-Спартак, Хьюстон-Шарлота, … Да посмотрите на последние недели 2, что они творят)

В принципе, (как не горько это сознавать) в поражениях команды наверное надо винить тренера, имхо это его вина, что он не смог сплотить дружину, предотвратить может быть склоки и стычки в команде.
 



нет картинки
28.12.2004 10:58 #

Послушайте,
Ведь если звезды зажигают,
Значит это кому-нибудь нужно,
Значит кто-то хочет, чтобы они были
Значит кто-то называет эти комочки жемчужиной…
 



нет картинки
29.12.2004 14:21 #

Очень понравилась статья тем, что Алекс проявил инициативу в рассмотрении данного вопроса! Он сделал попытку, и это уже похвально! Интересный способ изложения материала. А этот вопрос всегда занимает мысли светлых голов, не только в баскете. В статье почерпнул интересные факты, спасибо автору. Имея опыт в лучшей игре с мячом, могу сказать, что зачастую команде, имеющей в своём составе несколько "звёзд", иногда неоправданно отдают победу до матча. Тем приятнее будет победа на такого рода командами! Отличная статья, Алекс, удачи!!
 



нет картинки
04.01.2005 17:08 #

Статья, может быть, и ничего, но как человек, считающий себя специалистом в баскетболе может сделать столько грубых ошибок.
Как можно написать, что Фил Джексон 2 раза приводил Лейкерс к чемпионству? Ведь он это делал ТРИЖДЫ!!! 2000,2001,2002!!!
И что это за пстартовая пятёрка: Онил,Мэлоун,Браянт,Пейтон,Фишер?
Где это видано 2 разыгрывающих в старте? По моему Фишер никогда не выходил в старте, если с Пейтоном всё было в порядке. Что же ты Медведенко в старт не записал?
 



нет картинки
04.01.2005 18:58 #

zhalko chto vsie zviozdnyje komandy fuflo konkretnoje.rakonkretnoje.ranshe xot igroki igrali iz ideji, a teper chto pabolshe denek poluchyt, ocherednuju premiju ili na statistiku.i vobshe iz ruskyx komand skoro tolko imena ostanetsia.izostanetsia.izvenite menia, no kakoj eto ruskyj basketbol, jesli v komandax bolshe inostrancov chem ruskyx.taruskyx.takoje vpechestlenije chto chem bolshe biudzet, tem bolshe nado eto pokazat.vepokazat.ved delo prestiza inostrancov nakupyt.a potom xochet chto komanda igrala i jeshchio iz ideji
 



нет картинки
05.01.2005 01:54 #

Маразм
Если бы в России было много игроков превосходящих иностранцев мастерством, то легионеров в России вообще не было бы.

Когда это клубные игроки играли из-за идеи?
 



нет картинки
05.01.2005 14:58 #

Павел, где ты вычитал, что это была названа стартовая пятёрка??? Читай внимательней!!!!!!!! Замечание не по существу, я просто назвал пять фамилий игроков, представляющих одну команду. Прежде чем критиковать — разберись что к чему, чтобы не выглядеть болтуном!
 



нет картинки
06.01.2005 13:48 #

Отличная статья.Я не очень разбираюсь в Россиийском баскетболе, т.к. уже дааавненько тама не был…А про лейкрс скажу.К уходу Шакила привел не легендарный тренер, не поражение от Пистонз, а сама личность Шака.Я его очень уважаю как игрока, но все о нем говорит последний абзац статьи…простите все фанаты, но Онил зажрался….Звезда,чемпион….ну хватит,ясно уже…Ведь именно он повлиял на руководство Майами Хит, чтобы ВЕЛИЧАЙШЕГО ИЗ ВЕЛИКИХ Майкла Джордана не взяли в команду."затмит славу"…И вот всемогущий Воздушный Майк…будет гоняться на чужих спортбайках в классе Supersport, играть в гольфик на лужайке..и заниматься шоппингом клубов НБА…
 



нет картинки
16.01.2005 02:27 #

Конечно, надо воспитывать своих молодых игроков. Но я не согласен с мыслью, что не надо покупать иностранцев, когда своих нет. Надо покупать их. Надо показывать нашим зрителям красивый баскетбол. Тогда и баскет народ больше полюбит, и тренироваться больше молодёжи будет.
Баскетбол сначала оживить надо (он за время перестройки совсем уж завял), а потом свои игроки появятся, и иностранцев будем приглашать меньше.
Если посмотреть на сборные, то Литва хорошо играет в баскет, и будет хорошо играть. Россия же из ямы выберется и станет лидером в Европе. Уверен в этом. Только время дайте и денег.
Литовцы ваще на этом сайте только русских критикуют да самих себя расхваливают. Необъективно судят обо всём.
 



нет картинки
16.01.2005 08:28 #

Какая-то детская статья.Глупая.Посмотрите на умного тренера Дона Нельсона, что он делает? А делает он следующее: В его команде есть одноплановые звёзды(Стэкхауз и Финли) хотя они и могут играть вместе в старте на позиции маленького и защитника, но он им не даёт этого сделать по одной причине: Один другого "задавит" и это не пойдёт на пользу команде. Вместо этого он делает ставку на Новицки, а тот в свою очередь оправдывает доверие тренера. Нельсон как никто другой знает, что из команды сплошных звёзд не создать единого коллектива, и даже Джейсон Терри только после Нового года стал появлятся в стартовой пятёрке, и то из-зи травмы Армстронга и невнятной игры Девина Харриса. А в прошлом же сезоне он "мариновал" на скамейке по той же причине Джэймисона, а вместо него играл "чернорабочий" Джош Ховард или Маркиус Дэниелс.Почти то же самое во всех командах НБА, к примеру в Сан-Антонио делают ставку на одного игрока с большой буквы (имя и фамилия этого игрока всем известны), но не каждому дано понять почему в стартовой пятёрке играет малорезультативный Брюс Боуэн, а причина проста, он на площадке "работает", пока остальные занимаются "творением". Это как опорный полузащитник в футболе, малозаметен, но полезен. Причина же прошлогоднего фиаско Лэйкерс от Пистонз как раз была в этом, Вы видели как защищались от Брайанта и Ко. Уоллас и Ко? Они их просто на клочья рвали, а в Лэйкерс же небыло игрока плана Боуэна. Дивиен Джордж на эту роль никак не тянул в силу объективных причин, которая заключалась просто в том что он не того плана игрок, таким как Боуэн надо родится. И это не реклама Боуэну, хотя у меня получилось очень похоже.
 



нет картинки
20.06.2005 11:05 #

Разочарован. Выиграла очень бональная статья. (хотя других я не читал, но значит их уровень ещё ниже). В статье содержаться пропесные истины, подтвержденные не лучшим примерами.
В НБА кстате говоря сейчас уже трудно сказать, кто есть звезда, а кто нет. Звезды были в середине 90-ых, а сейчас просто много хороших игроков и несколько ветеранов-легенд. Причины же побед и поражений лежат совсем в иной плоскоти. Баскетбол — это не более, чем игра, в которой есть много составляющих, в том числе и фарт.
 

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться



сентябрь
ноябрь

октябрь 2017

пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Реклама на сайте



Вакансии