Игра на интерес

Александр Назаров // 23 июня 2011

Комментарии: 24



Огромный интерес к баскетболу, охвативший Россию на рубеже тысячелетий и явившийся следствием привнесения американской (прежде всего «афроамериканской») культуры в общественную жизнь страны вылился в современное диаметрально-противоположное отношение к этому виду спорта. Чем вызвано сегодняшнее пренебрежение широкой общественности к баскетболу? Очень сомнительно, что причиной тому является состояние российской сборной, показывающей пусть и не выдающуюся игру, но являющейся крепким середняком в мировом баскетболе, или уровень российских клубов, которые так или иначе играли заметную роль в Европейской баскетбольной жизни последние 10 лет. Эта статья призвана рассмотреть основные причины и последствия данного феномена.

Взлет

За первое десятилетие XXI века баскетбол пережил свой взлет и падение. Взлет, во многом был обусловлен появлением новой, охватившей Россию субкультуры, в которой он был неотъемлемой частью. Те явления баскетбольного помешательства, охоты за атрибутикой и тому подобные, описанные Романом Дранишниковым в своей посмертной статье, опубликованной на «Basketball.ru» 5 марта 2010 года, были актуальны для очень многих людей в этот период времени. Яркие образы американских баскетболистов, харизматичность лидеров, безграничность возможностей. Именно в двухтысячные Айверсон доказал что «малыш» может быть лидером команды и играть на ровне с двухметровыми гигантами. Картер поражал своими полётами, а Шакил своими шоу, Коби устанавливал свои рекорды, Неш с Киддом были молоды, а в лигу только приходили современные герои. Что бы там не говорили, но для большинства россиян баскетбол начинался именно с этих парней, а не с Джордана или Бёрда, Мэджика или Хакима, они пришли потом, с ними сравнивали, их игру анализировали, но все же потом…

И если сегодня трансляции баскетбольных матчей исчезают с федеральных телеканалов, то в «нулевые», на пике популярности спорта больших людей, можно было увидеть не только сами соревнования. Постепенно исчезли из широкого обращения аналитические программы, обзоры матчей дня НБА и прочие очень удобные и интересные мелочи. Конечно, многие могут заметить, что подобные мелочи очень качественно реализуются на спутниковых каналах, но отсутствие их в сетке федерального телевидения подрывает интерес к баскетболу представителей широких масс, не специалистов, и что еще важнее — детей.

Становление иностранных спортивных компаний на российском рынке привело к организации плеяды «атмосферных», действительно привлекавших внимание стритбольных турниров, таких как «Nike Battlegrounds», трансляции которого были доступны широкой общественности, или менее разрекламированных, но не безызвестных «Reebok 3×3» или «Adidas Streetball Сhallenge». Баскетбол и все, что было с ним связано, становился модным явлением общественной жизни. На этом фоне успехи ЦСКА, как флагмана российского баскетбола и некоторых его отдельных представителей на европейской арене воспринимались с особой остротой. Безусловным феноменом провинциального баскетбола являлся Пермский «Урал-Грейт», бывший возможно главным конкурентом армейцев, появлялись не московские яркие проекты, такие как «Автодор» и сменивший его Динамо из Питера, но…

Падение

Постепенно интерес пошел на убыль и сейчас можно с уверенностью констатировать, что баскетбол вновь стал узкоспециализированным видом спорта, спортом для немногих, что особенно сильно проявляется в провинциальных городах.

Во-первых, это можно объяснить общей тенденцией роста националистических настроений в Европе и в России. Стремление к национальному самоопределению у большого числа россиян в данный момент пересиливает влияние субкультурных факторов. В связи с этим ведется поиск «более национальных», свойственных России видов спорта (несмотря на глубину традиций советского баскетбола, гораздо более успешного в плане достижения побед на международной арене, хотя бы по сравнению с тем же футболом). Вообще интересным феноменом российского менталитета (в отношении спорта) является ориентация на заведомо неуспешные виды спорта. Ни волейбол, в котором и мужская и женская сборные добивались успехов, ни биатлон в период наибольшего количества побед, ни фигурное катание, не имели такого числа поклонников, какое имеют сейчас, несмотря на весьма скромные достижения в настоящем. И это не говоря про не столь рейтинговые, но не менее успешные виды. Да и победы чаще всего сопровождаются в нашем обществе «шапкозакидательскими настроениями» и обожествлениями на короткий срок отличившихся спортсменов. С другой стороны, поражения действительно отмечаются всей страной. Начинается «глубокий анализ» ситуации от каждого встречного-поперечного, выходит большое количество телепрограмм со специалистами в академической гребле, яростно клянущими футболистов за те или иные тактические ошибки и не только. Почему-то непроизвольно всплывает аналогия с недавним делом Стросс-Кана, которое ярко продемонстрировало окончательное утверждение презумпции виновности в международном праве.

Странно, но возможно российскому народу гораздо комфортнее жить, изображая жертву, тянуться к тому, что поспособствует созданию благоприятной ситуации для очередного выплеска желчи, ну, а победы это само собой разумеющееся. Этот феномен, описанный Дэвидом Брюсом МакДональдом в его «Balkan Holocausts?» отлично объясняет то, почему баскетбольная лихорадка так быстро прошла в России. Ни невероятная победа сборной в 2007, ни успехи ЦСКА в Евролиге так и не смогли раздуть затухающие угли общественного интереса.

Во-вторых, доминирование одного клуба в чемпионате и весьма специфичная политика РФБ в последнее 10-летие безусловно подрывают интерес к национальному первенству. Скандал — это, безусловно, один из лучших методов привлечения внимания, активно применяющийся в зарубежной медиа сфере, но те явления, которые наблюдала баскетбольная общественность около года назад, только отвратили болельщиков от игры и раскололи баскетбольное сообщество, следствием чего стало возникновение непонятной системы проведения российского первенства. Но все же системный кризис управления не помешал развитию футбола и хоккея и росту общественного интереса к ним, поэтому степень его влияния на общую ситуацию вторична.

В-третьих, для современного общества характерно снижение интереса молодежи, прежде всего школьного возраста к спорту, в связи с интеграцией в сферу киберспорта и электронных развлечений. И хотя продолжают действовать спортивные школы, проводятся различные турниры, но они, по сути, носят формальный характер. Общий формалистический подход к организации баскетбольной жизни в стране приводит к тем результатам, которые мы имеем. Противостояние солдат и сотрудников МЧС на трибунах во время финальной серии Чемпионата России лишний раз демонстрирует всю степень «креативности» организации баскетбольного действа.

Итоги

В итоге российский баскетбол все дальше уходит в тень, уступая место биатлону и велоспорту в телевизионных трансляциях. Конечно, это не помешает крупным компаниям вкладывать деньги в ведущие клубы, приглашать неплохих легионеров и даже производить единицы добротных российских игроков. Но пока баскетбол не станет «страстью нации» как в Югославии, пока не появятся яркие, харизматичные лидеры, которые смогут своим примеров возбудить интерес общественности к баскетболу, Россия так и останется крепким середняком, производящим нескольких ролевиков и чернорабочих для НБА и российских клубов. Вопрос лишь в том насколько это отвечает российским амбициям и в еще большей степени — возможностям.

Баскетбол.ру

Добавил: Saniog

в фейсбук Класс! в жж

Комментарии:

Автор Сообщение
c3po
Артём

нет картинки
23.06.2011 19:12 #

К чему здесь видео того, как Байнум зарабатывает дисквалификацию за "применение психологической атаки (с)"? о_0
 
chechaco
ali

нет картинки
23.06.2011 19:12 #

Не очень содержательно. Сама проблема, конечно, серьёзная и интересная, но материал лишь даёт повод вернуться к ней в комментариях, а хотелось бы какие-то пути решения извлечь для обсуждения из самой статьи.
Я, как и прежде считаю, что вину должны между собой делить СМИ и спортивные функционеры. Но это и так понятно. А вот что делать… ?
 
temper
Vacheslav

нет картинки
23.06.2011 19:35 #

Да нет тут никакого феномена. И бума никакого не было. Никогда.
Есть и было планомерное сворачивание социальных программ, и спортивных не в последнюю очередь.
В такой огромной и бедной на спонсоров и благотворителей стране существование спорта невозможно без прямой и однозначной поддержки государства. И без мощных, затратных государственных программ.
Ну и без выхода на общедоступные каналы никогда ничего не было и не будет.

Кстати, насчёт популярности фигурного катания автор заблуждается. Оно у нас всегда было в разы популярнее баскетбола. Просто им интересуется в основном не очень-то молодёжь. И в основном дамы.
И за баскетбольной атрибутикой что-то не помню, чтоб кто-то так уж гонялся. Я с конца девяностых был немножко связан с оптовой и розничной торговлей, так единственное спортивное, что хоть как-то интересовало молодёжь — футбол. Всё.
И расцвета негритянской субкультуры как-то не заметил. Хотя у нас не Москва. Городишко небольшой, на пару миллионов разве потянет.
Вот Агилера, Наталия Орейро, Джей Ло, Бритни Спирс, покемоны и Сёйлор Мун — это реально было. Ну может быть ещё трансформеры и прочее в том же духе.
 
Bono
Флудератор

нет картинки
23.06.2011 20:14 #

"Огромный интерес к баскетболу, охвативший Россию на рубеже тысячелетий и явившийся следствием привнесения американской (прежде всего «афроамериканской» культуры …" — я не жил в России на рубеже тысячелетий, но судя по Рунету, интерес к баскетболу вовсе не являлся производной интереса к афроамериканской субкультуре. Это вам не рэп
 
HOLLYWOOD
TONY

нет картинки
23.06.2011 21:42 #

Самое интересное для меня то, что в России наиболее популярен футбол. Один из самых нединамичных игровых видов спорта. Когда за 90 минут забивают 3 гола, это уже классно. Но при этом ведь смотрят его все — от сопливых подростков до солидных мужчин с животиками (тут я утрирую конечно).
Взять другой вид спорта игровой — хоккей, баскетбол, гандбол в конце-концов — процесс намного интереснее и зрелищнее, а популярности нет. Хотя фанатов хоккея у нас в принципе хватает, но по сравнению с футболом их мало.
 
temper
Vacheslav

нет картинки
23.06.2011 23:39 #

Bono (23.06.2011 20:14),
Ну это типичная ошибка. У нас, как и везде, вошли в моду рэп и хип-хоп. Как символ американских мечт.
Параллельно несколько повысился интерес к американскому баскетболу.
Между собой это никак не связано. Но, поскольку все любители негробола почти непременно слушают рэп — автоматически возникает как бы "связь".

На самом деле популяризация НБА шла в основном по трём каналам.
Общедоступные телетрансляции по зомбоящику, который на словах так ненавидят многие жители интернетов;
Спортэкспресс, который они же никогда не читали, но почему-то всегда знали, кто и что там писал;
и, разумеется, собственно интернет, который стал доступен только в последние несколько лет. Так, чтобы можно было смотреть и скачивать гигабайты контента.
Но "на сломе эпох" никаких реальных скоростных интернетов у нас не наблюдалось.
 
Got
Дмитрий

нет картинки
23.06.2011 23:57 #

<Стремление к национальному самоопределению у большого числа россиян в данный момент пересиливает влияние субкультурных факторов. В связи с этим ведется поиск «более национальных», свойственных России видов спорта >

Это каких национальных видов спорта? Лапты что-ли? У нас практически все спортивные игра заимствованные за рубежом.
 
temper
Vacheslav

нет картинки
24.06.2011 00:07 #

Got (23.06.2011 23:57),
Хоккей с мячом. Городки. Самбо. Третий-лишний. Бутылочка. (Не литробол.) Русская рулетка. Чика. Чапай. Поддавки. (В том числе шахматами.) И что-то ещё из карточных, чисто наше.
Ах да — ещё русские шашки. (Не кавалерийские.)
Вот видишь? Не так уж и мало.
 
Got
Дмитрий

нет картинки
24.06.2011 00:07 #

temper (23.06.2011 19:35),
В такой огромной и бедной на спонсоров и благотворителей стране существование спорта невозможно без прямой и однозначной поддержки государства. И без мощных, затратных государственных программ.
Ну и без выхода на общедоступные каналы никогда ничего не было и не будет.
------------------------------
Золотые слова. Хоть в рамочку вставляй.
 
Shuriue
Шурик

нет картинки
24.06.2011 00:43 #

уфффф
тема-то, конечно, интересная, но, скорее, такая кухонно-застольная)))
во-первых, про баскетбол давних лет — смотрим составы даже сборных, ну не было уж прямо такого большого числа русских игроков: литовцы, латыши, грузины, украинцы, евреи, русские — вот она бывшая наша сборная.
Про упадок интереса — упадок именно к большому баскетболу, сколько народу приходит на стрит — можно спросить у Альберта. МНОГО. сколько пришло народу сфоткаться с Ховардом? до хрена. а профессиональный неинтересен по многим причинам — предсказуемый росбаскет, недоступность нба (все-таки заставить себя вставать в 4 утра, чтобы посмотреть матч, причем включать комп, искать норм соединение) — меня лично не хватает, а вот скачать хайлайты, почитать новости, мб даже матч скачать интересный — всегда пожалуйста.
Упадок интереса к спорту вообще. И футбол уже стадионы не собирает, поэтому строительство 70-тысячников к ЧМ меня лично пугает, и большая часть дней на ЧМ по фигурному катанию прошли с пустыми трибунами — это уже ближе к полуфиналам и,конечно, показательные — когда смотришь на шоу, были выкуплены за месяцы.
ну и баскетболе, как социальной игре. в баскет, как ни странно, нужно уметь играть, поэтому набрать 10 чел иногда проблематично. с футболом проще- будешь играть? буду. умеешь? — неа — ну вставай на ворота или мб в защите побей другому по ногам. вспомните, сколько чел в команде во дворе умеет в футбол играть? обычно по паре в каждой команде — они обычно в нападении носятся, остальные разговаривают, пьют пиво и тд. волейбол — ситуация схожая, но тут тоже лучше хоть немного уметь играть, а так чаще всего — это промежуточный вариант между загоранием и купанием в речке.
что делать?
водить не солдат и мчс, а школьников, студентов, устраивать больше общения игроков с народом. скажем, даже в цска — в эти 2 сезона через нас столько народу прошло, а нам никого не представили, не дали вопросов задать — был игрок, нет игрока. Ушел Холден — чувак 9!!!! сезонов был в команде, устройте прощальный вечер с болелами — не, нах. устройте нормальный презентацию книги. устройте нормальную встречу команды, когда она стала чемпионом. устраивайте каждый год тренировочные игры сборной в России, а не где-нибудь заграницей.
ну и просто игроков нужно пиарить и светить, Аршавина у нас знают все, а Мозгова — единицы.
 
Mestre
Саша

нет картинки
24.06.2011 08:33 #

Ну во первых статья какая то обрубленная, такое впечатление, что были еще мысли, но автор решил их не выкладывать.
Во вторых, это еще Путин нехило поддержал спорт в России, так что падать еще есть куда.
В третьих, мало того, что баскет требует невероятной физической формы, так еще и наличие интеллекта обязательно. А ведь есть еще и воля, трудолюбивость, талант. Это тебе не футбол, где отморы с подкатами считаются хорошими защитниками. А такие противоречивые качества у большой прослойки населения (читай у народа) встретишь не каждый день. Помимо селекции, нужны действительно благоприятные условия для народа. Чтоб не только о хлебе насущном мысли были.
Короче в России баскетбол как бы это дико не звучало, стал отражением успешности и устроенности общества.
 
chechaco
ali

нет картинки
24.06.2011 11:56 #

Shuriue (24.06.2011 00:43),
Шурик, если ты сам не болельщик ЦСКА, то лучше не трогай их. Я как-то написал, что у клуба контакта с болелами нет… Так отконтачили…

Национальный состав сборной ты зря вспоминаешь — сам знаешь, во всех видах, может, кроме хоккея такая же история.
То, что людям не интересно смотреть игру, в которую они сами не играют — тут я с тобой согласен. Но это не большая проблема. Этому в школе можно научиться усилиями одного физрука. В штатах народ не умнее нашего (я условно), а в баскет играют все, кому не лень (тоже условно). Просто потому, что там его развивают. Дальше опять то, что ты пишешь — водить на игры школьников, показывать Мозгова по ТВ, менять ветхие щиты на площадках и обновлять разметку. Не так это дорого. Просто желания ни у кого нет. ТАМ.

Я всё время, когда этой темы касаемся, привожу примеры из жизни своего города. Раньше писал уже, что у нас закрыли довольно успешно функционировавшую ещё с советских времён баскетную секцию, единственную в городе, потому что тренеру, видите ли оказалось положено работать либо в спортшколе, либо в общеобразовательной, а не совмещать. Ссылались на какой-то нормативный акт. Не видел, не читал. Знаю, что баскетбола нет в моём городе.
Ладно, секции нет, зал-то остался. Недавно, этой весной, стали просить, чтоб нам, ну "городским спортсменам", дали ключи от спотршколы, чтоб мы там играли. Я, правда, не просил, я уже взрослый, я знал, что ничего не дадут. Ну и не дали. Объяснение — "мы там ремонт будем делать". Когда сделают, не дадут тем более — "мы там ремонт сделали". Для кого ремонт, для чего?
 
Shuriue
Шурик

нет картинки
24.06.2011 12:50 #

chechaco (24.06.2011 11:56),
тут еще вот какая тема:
допустим, родился парень в Сербии, ему говорят: Иди, играй, станешь звездой — возьмут в НБА, станешь средним игроком — возьмут в Россию, короче, без бабла не останешься".
У нас — я бы в спорт своего ребенка не отдал, т.к. норм связей нет, пробивать (если он не гениален, а просто трудолюбивый, чуть талантливый) сложно, живу я в Москве. Мне проще его устроить каким-нибудь условным юристом. Шансов попасть у русского парня в нормальный клуб 1 к 1000, мб утрирую, но не очень сильно. Ну и примерно так думают многие из больших городов, обратная ситуация с маленькими городами — желания хоть отбавляй, а играть негде, нечем и пр.
 
RONIN-HunTeR
Амаль

нет картинки
24.06.2011 14:55 #

желания реально хоть отбавляй, по крайней мере у меня) а вот играть действительно негде)
 
chechaco
ali

нет картинки
24.06.2011 16:14 #

Shuriue (24.06.2011 12:50),
Ну, юристам сейчас не легче…

Я тоже уже писал раньше про своих сестёр — они в пятером, будучи школьницами — старшая в одинадцатом классе, младшая на 4 года младше, обыгрывали команду нашего института. Это не сверхдостижение и не хочу сказать, что они нереально tалантливые, но играли они хорошо, однако шансов кем-то стать в любимой игре у них было ноль. Сейчас старшая уже институт окончила, до сих пор играют то в баскет, то в волейбол, но что толку — все соревнования на всех уровнях только для галочки, мол провели…
 
Deus
Павел

нет картинки
24.06.2011 19:23 #

Странно, что "баскетбольный взлёт" в начале 2000-х автор никак не связал с успехами Кири (пока единственного российского игрока, добивавшегося статуса звезды в нба), ну да ладно…
Если честно никакого взлёта не деле я шибко-то не заметил. Мож у нас в городе такого уж бума и не было. Да и баскетом я увлекался тогда только со стороны игры в него. Но всёже матчи нба показывали по телеку, если не ошибаюсь, по 7тв. А сейчас? наш чемпионат то не показывают. Показывали год назад нба, но сделали это через жопу (днём и ночью — т.е. в то время в которое большинство работают/учатся), вот видимо и не оправдали эти трансляции ожиданий руководства и они решили сверуть эту лаваочку.
Ну и ничего удивительного, что баскет теряет свою популярность.
 
vad
vad

нет картинки
24.06.2011 21:03 #

Да уж, у вас ещё хуже с баскетболом чем было в Советском Союзе. Пока во дворе пацаны в баскетбол не начнут играть ничего не будет. Я так думаю что в России сейчас любой спорт это проблема. Дело всё в том что в Америке спорт тебе даёт возможность чего добиться. Не все попадают в НБА, волейбольной лиги вообще нет. Однако если занимаешся спортом на хорошем уровне то это тебе даёт возможность получить образование намного дешевле а иногда и бесплатно. Этим и обьясняется большее количество чёрнокожих спортсменов, потому что для них это возможность вылезти из задницы в которой они живут. В школах тоже самое все поддерживают атлетов потому что это как бы лицо школы. Я уехал достаточно давно и честно говоря не знаю что популярно среди молодёжи в России.
 
unicajamalaga
it's a playoff,baby

нет картинки
26.06.2011 16:50 #

Однако если занимаешся спортом на хорошем уровне то это тебе даёт возможность получить образование намного дешевле а иногда и бесплатно
-----------
а можно поподробнее про этот момент??? то есть там что E C D оценки завышают пока ты честь университета отстаиваешь на паркете?
 
Jester
Сергей

нет картинки
26.06.2011 17:01 #

unicajamalaga (26.06.2011 16:50),
Про стипендии спортсменам ничего не слышал?)
 
Got
Дмитрий

нет картинки
26.06.2011 17:34 #

Jester (26.06.2011 17:01),
Ректор баскетболисту: "Вы будете предствалять наш университет на площадке, а я буду представлять, что вы у нас учитесь".
 
Deus
Павел

нет картинки
26.06.2011 23:04 #

unicajamalaga (26.06.2011 16:50),
Слышал, что во многих их вузах вообще все учатся за деньги, только вроде спортсмены учатся бесплатно (или почти бесплатно) + естественно, спортсменов всячески поддерживают. Т.к в США спортивная честь вуза весьма приоритетна.
 
vad
vad

нет картинки
27.06.2011 23:44 #

unicajamalaga (26.06.2011 16:50),
Если ты занимаешься баскетболом, футболом (Американским), или бейсболом у тебя громандная конкуренция но если ты сильный игрок, то все университеты за тобой бегают что бы ты у них играл. Университеты бещеные деньги зарабатывают на футболе и баскетболе, но и на валейболе, бейсболе наверно тоже, это им позволяет содержать другие виды спорта, но самое главное содержать учебные программы. Поэтому любой университет старается наладить спортивную программу. Интерес к студенческому командному спорту здесь сумашедщий, во первых студенты все ходят, этот как религия во вторых выпускники продолжают следить, в третьих не в каждом городе есть проффесиональная команда, а студенческие команды есть визде. И чем лучше наллаженна спортивная программа тем больше она приносит денег, ведь студентам не надо платить сумашедшие деньги. Ну и конечно если ты MoneyMaker то профессора вынужденны тебе сатвить пропускные оценки. Потомучто если оне это не будут делать то могут потерять работу. Если ты занимаешься допустим греблей то многие университеты тебя возьмут и образование тебе будет стоить меньше или безплатно, но учиться тебе придётся всётаки. А вот если ты баскетбольная или футбольная звезда то тебе многое будут прощать.
 
vad
vad

нет картинки
27.06.2011 23:50 #

Got (26.06.2011 17:34),
Ну где то так, потому что благодаря этому баскетболисту университет может себе позволить открыть какую нибудь кафедру
 
Karatell
Каратель

нет картинки
28.06.2011 00:46 #

А где и когда автор видел велоспорт на федеральных каналах?
 

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться



август
октябрь

сентябрь 2017

пнвтсрчтптсбвс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Реклама на сайте



Вакансии