Болото под кольцом

Александр Кобеляцкий, «Русский репортер» // 03 июня 2010

Комментарии: 3



В последнее время скандалы в российском баскетболе стали нормой. Причем порождают их не конкретные личности, а корявая система, в которой полностью отсутствуют рыночные рычаги и разумное управление. Наш собеседник, Борислав Гуляев — единственный в России специалист по спортивному маркетингу с опытом работы в женской NBA. И хотя в настоящий момент он помогает клубу Miami Heat в налаживании связей с русскоязычной общиной Майами, за отечественным баскетболом следит внимательно. Тем более ему есть с чем сравнивать.

Борислав Гуляев

Борислав Гуляев

Как сделать российский клуб прибыльным и популярным?

Методы поднятия прибыльности банальны: уменьшать расходы и увеличивать доходы. Но если первая половина этого уравнения присутствует во всех антикризисных стратегиях ведущих менеджеров страны, то, как подступиться ко второй, не знает никто.

С моей точки зрения, главное — увеличивать доходы. Но какие деньги можно выручить от восьми домашних матчей в сезоне, даже если мой клуб играет на семитысячной арене? Первое разумное предложение — вводить новую схему розыгрыша, чтобы домашних матчей было хотя бы 25–30, причем не с рваным календарем, а с равномерной загрузкой. Для сравнения: в NBA команды играют в сезоне 82 матча, из них ровно половину дома, плюс серия плей-офф. Российские матчи плей-офф, которые все проходят в один день в одно и то же время, — это просто нонсенс. Причем как для болельщиков, так и для телевизионщиков. Календарь надо выстраивать так, чтобы вместо погони за еврокубками повышать престиж национального чемпионата.

Второе разумное предложение — ввести потолок зарплат (со штрафами за его превышение), чтобы повысить уровень конкуренции в лиге и, соответственно, интерес к ней. Третье: если уж не можем создать собственный телеканал, надо хотя бы выгодно продать телеправа (благо между каналами уже зарождается подобие конкуренции), рекламные статусы и площади — и разделить прибыль между всеми клубами.

А что мешает?

Во-первых, невысокая компетентность руководителей клубов — за редким исключением ими руководят не спортивные менеджеры, имеющие знания, умения, опыт, а «смотрящие», представители собственника, единственная задача которых — контролировать его расходы на свою игрушку.

Во-вторых, традиционные российские понты в стиле «у меня непременно должно быть круче, чем у соседа» — как у губернаторов, так и у олигархов понты эти зачастую перебивают любые попытки рационального подхода к спорту как бизнесу.

Наконец, одна из самых главных причин: подавляющее число профессиональных клубов сидит на бюджетной игле, то есть продавать свой продукт и зарабатывать им не нужно в принципе. Многие собственники клубов рассматривают свою роль исключительно как некую социальную миссию и не то что не ставят такую задачу — зарабатывать, но даже не догадываются, что это необходимо.

Замечу, что клуб сам по себе прибыльным быть не может, даже будь он сверхпопулярным. Для этого он должен находиться в составе лиги, которая организует для клубов-участников единое экономическое, маркетинговое, правовое и информационное поле, лиги, которая устанавливает единые для всех ограничения расходов и помогает с доходами, то есть представляет собой устойчивую бизнес-систему.

Как зарабатывать

Все говорят, что главная проблема нашего спорта — отсутствие сильных менеджеров.

Да бросьте! Дело не в отсутствии квалифицированных управленцев, а в том, что в сложившейся системе на них нет спроса. Это я знаю как никто другой. Когда нет задачи зарабатывать, руководителям нужны не профессионалы, а «свои люди».

Как болельщики могут помочь клубу удержаться на плаву?

Приобретать билеты, а также сувенирную и любую другую его продукцию. Клуб в свою очередь должен болельщиков стимулировать. Как это делается, хорошо известно: в NBA, NHL, NFL, MLB над этими вопросами работают более 50 лет, там давно уже появились сезонные (абонементы) и групповые билеты, мини-планы, семейные пакеты и многое другое.

Одно из самых распространенных заблуждений руководства спортклубов: у нас будет много болельщиков только в случае побед. На самом деле болельщиков много у того клуба, который над этим работает. Например, клуб женской NBA Washington Mystics регулярно занимал в таблице последнее или предпоследнее место, но благодаря агрессивному маркетингу почти всегда выигрывал неофициальный зачет по продаже билетов.

Считается, что Москва и Московская область уже пресытились спортивными состязаниями. Можно ли на этом фоне привлечь и заинтересовать болельщиков?

Я бы сказал по-другому: Москва и Московская область переполнены профессиональными спортивными клубами, которым не нужны болельщики. В Америке меня первое время поражало, что в одном и том же городе могут одновременно проходить матчи по баскетболу, хоккею, бейсболу и американскому футболу. И везде битком: 20–25 тысяч на баскетболе и хоккее, 50–60 тысяч на бейсболе и 90 тысяч на американском футболе.

Связано это вовсе не с исторической популярностью спорта в США — так почему-то принято считать в России, — а с тем, что в каждом клубе на продаже билетов сидят несколько десятков, а то и сотен человек. Задача каждого из них — билеты, билеты и еще раз билеты, доходы от продаж которых исчисляются миллионами долларов с одного матча. Владелец клуба — частное лицо, и все заточено под получение дохода. В России же мне доподлинно известны случаи, когда клуб платил болельщикам, чтобы те пришли поддержать команду. Это российское ноу-хау является верхней планкой идиотизма в спортивном маркетинге.

Как создать лигу

Что представляет собой Московская бас­кетбольная лига, которую вы основали? Насколько успешным оказался этот опыт?

В мире есть два основных варианта развития лиг. NBA и ее клубы стараются развиваться, привлекая деньги со стороны — от заинтересованных телеканалов, рекламодателей, болельщиков. Другой вариант — европейские лиги, в том числе Суперлига РФБ, существующие исключительно за счет участников, которые сами являются спонсорами и не только ничего не зарабатывают, но и едва успевают оплачивать расходы. После трех сезонов работы маркетологом в клубе женской NBA New York Liberty и знаменитой на весь мир арене Madison Square Garden мне было интересно, возможен ли в России первый вариант. И мы с единомышленниками построили маленькую, но действующую бизнес-модель.

Московская баскетбольная лига — это некоммерческое партнерство любительских команд, объединившихся осенью 2006 года, чтобы сов­местно решать общие задачи: маркетинговые, финансовые, политические, информационные. Идея была в том, чтобы высшим органом управления сделать собрание партнеров, то есть представителей команд, которые сами, без указки и диктата сверху, будут решать, как лиге жить и работать. Между собраниями лигой руководят исполнительный орган — совет лиги — и ее президент, ежемесячно
отчитывающиеся перед клубами-партнерами.

Сегодня в мужском чемпионате Москвы, который при поддержке Москомспорта проводит МБЛ, выступают 20 клубов-участников, причем двумя командами каждый (основа и дубль), — это более 1000 игроков.

За 2008 год продажей прав и статусов лига заработала 500 тысяч рублей, при этом взносы всех команд составили всего 20% бюджета. Много это или мало — все относительно. Мне, кстати, было бы интересно узнать, сколько за год заработала Суперлига РФБ — за вычетом миллионных взносов с клубов.

Сейчас в руководство лиги пришли новые люди. Куда они повернут вектор развития, неизвестно. Мне бы не хотелось, чтобы МБЛ превратилась в очередную банальную кормушку, как большинство лиг в России. Лига — что любительская, что профессиональная — может быть партнерством, обществом акционеров, но ни в коем случае не индивидуальным частным предприятием.

Как перестать воровать

Насколько эффективно организована в России система подготовки игроков?

В российских детских спортшколах 1733 бас­кетбольных отделения, которые ежегодно выпускают более 10 тысяч молодых игроков. Однако их работу трудно назвать эффективной: прошлым летом наши молодежные сборные — как юноши, так и девушки — провалились на всех чемпионатах мира и Европы, впервые за последние 10 лет оставшись без единой медали во всех возрастных категориях, а национальная сборная постоянно испытывает дефицит исполнителей во всех линиях.

Россия уже докатилась до натурализации иностранцев для выступления в главной команде страны, тем самым расписавшись в неспособности самостоятельно готовить резерв. Конечно, немалую роль здесь играет и засилье иностранцев в клубах: 30% игроков мужской суперлиги и 21% женской — это варяги, которые забирают до 80% игрового времени у отечественных талантов. Но, на мой взгляд, основная проблема в системе, при которой государственное финансирование спортивных школ зависит не от количества выращенных ими талантов, а от мест, занятых их командами на соревнованиях. Стремление добиться нужного результата — и через него финансирования — любой ценой порождает и фальсификацию паспортов игроков, и «работу» с судьями, и черный пиар в СМИ.

Главной целью работы спортшкол должна быть подготовка игроков, права на которых купят у них профессиональные клубы. Чем больше нашли и вырастили будущих звездочек, тем больше получили на расчетный счет и школа, и тренер. Своего рода ферма — как у сербов или литовцев. А у нас все сводится к количеству — игр и спортсменов, — которое никак не переходит в качество. Нередки случаи, когда отношения родителей и тренера доходят до «хочешь, чтобы твой ребенок играл, — плати».

Для того чтобы заработали экономические стимулы — самые действенные в рыночных условиях, — лигой должно быть организовано полностью прозрачное трансферное пространство, которое сегодня отсутствует даже как понятие. Необходимо выработать правила продажи прав на игроков — ясные, одинаковые для всех участников рынка и при этом четко выполняемые и жестко контролируемые. А государственное финансирование спортшкол должно быть не более чем средством укрепления их ма­териально-технической базы или компенсации расходов на участие в соревнованиях.

У большинства клубов нет своих площадок. Нужно ли менять эту ситуацию или сущест­вующая система аренды не мешает работе?

Система, при которой владельцами клуба и арены являются разные лица, крайне неэффективна: их интересы сталкиваются постоянно. И это именно та сфера, в которой государство сегодня может и должно серьезно помочь спорту. Муниципальное финансирование профессиональных клубов — откровенный бред, к тому же еще и незаконный. Вместо этого нужно строить спортивные арены вместимостью от 10 000 мест и передавать их в управление клубам. Только тогда они получат возможность зарабатывать, обретут какое-то подобие стабильности и хоть немного станут похожими на своих профессиональных коллег за океаном. В США, кстати, более 10 000 восьмитысячников — на всю Россию их от силы 15.

Заинтересована ли Федерация баскетбола в самоокупаемости клубов?

Зачем им это? Из интервью президента РФБ я узнал, что им не очень даже важно, сколько команд будет участвовать в чемпионате России. Гораздо важнее, чтобы никуда не делся ВТБ, на средства которого они собираются проводить новые турниры. Для выхода на само­окупаемость клубы должны сократить свои расходы, а это напрямую повлияет на доходы федерации, которую эти клубы содержат. Потолок зарплат в клубах, по сути, означает потолок доходов РФБ. Характерно заявление главы РФБ Сергея Чернова, который до недавнего времени являлся и руководителем Суперлиги, о том, что «в России нет предпосылок и рычагов для создания коммерческой лиги». При таком подходе ее не будет никогда. Нынешний чемпионат России — это увлекательное соревнование «кто больше потратит денег». Вот Михаил Прохоров и перевел инвестиции из ЦСКА (где он терял не менее $30 миллионов в год) в NBA (где с толковым маркетологом он сможет зарабатывать не менее $100 миллионов). В общем, рассчитывать на федерацию наивно: клубы и их собственники должны понять, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Русский репортер

Добавил: Saniog

Теги: интервью Чемпионат России Борислав Гуляев

в фейсбук Класс! в жж

Комментарии:

Автор Сообщение
DrGash
Дмитрий

нет картинки
05.06.2010 14:38 #

Как-то грустно стало
 
Jester
Сергей

нет картинки
06.06.2010 20:36 #

Интересная статьёвина. Непонятно тока, как можно сто лямов зарабатывать в Нетс, когда большинство клубов убыточны.
 
veteran
veteran

нет картинки
07.06.2010 11:12 #

Мне казалось, что большинство клубов НБА прибыльны… Или это временные трудности, связанные с кризисом. В противном случае, никто не стал бы их содержать — это не Россия ))
Статья отличнейшая! Особенно: "В России же мне доподлинно известны случаи, когда клуб платил болельщикам, чтобы те пришли поддержать команду. Это российское ноу-хау является верхней планкой идиотизма в спортивном маркетинге".
А слова: "Необходимо выработать правила продажи прав на игроков — ясные, одинаковые для всех участников рынка и при этом четко выполняемые и жестко контролируемые" — полностью расходятся с делом в современной России, где ЖЁСТКО не контролируется ни один закон, который интересно обойти…
 

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться



сентябрь
ноябрь

октябрь 2017

пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Реклама на сайте



Вакансии