Болото под кольцом

Александр Кобеляцкий, «Русский репортер» // 03 июня 2010

Комментарии: 3



В последнее время скандалы в российском баскетболе стали нормой. Причем порождают их не конкретные личности, а корявая система, в которой полностью отсутствуют рыночные рычаги и разумное управление. Наш собеседник, Борислав Гуляев — единственный в России специалист по спортивному маркетингу с опытом работы в женской NBA. И хотя в настоящий момент он помогает клубу Miami Heat в налаживании связей с русскоязычной общиной Майами, за отечественным баскетболом следит внимательно. Тем более ему есть с чем сравнивать.

Борислав Гуляев

Борислав Гуляев

Как сделать российский клуб прибыльным и популярным?

Методы поднятия прибыльности банальны: уменьшать расходы и увеличивать доходы. Но если первая половина этого уравнения присутствует во всех антикризисных стратегиях ведущих менеджеров страны, то, как подступиться ко второй, не знает никто.

С моей точки зрения, главное — увеличивать доходы. Но какие деньги можно выручить от восьми домашних матчей в сезоне, даже если мой клуб играет на семитысячной арене? Первое разумное предложение — вводить новую схему розыгрыша, чтобы домашних матчей было хотя бы 25–30, причем не с рваным календарем, а с равномерной загрузкой. Для сравнения: в NBA команды играют в сезоне 82 матча, из них ровно половину дома, плюс серия плей-офф. Российские матчи плей-офф, которые все проходят в один день в одно и то же время, — это просто нонсенс. Причем как для болельщиков, так и для телевизионщиков. Календарь надо выстраивать так, чтобы вместо погони за еврокубками повышать престиж национального чемпионата.

Второе разумное предложение — ввести потолок зарплат (со штрафами за его превышение), чтобы повысить уровень конкуренции в лиге и, соответственно, интерес к ней. Третье: если уж не можем создать собственный телеканал, надо хотя бы выгодно продать телеправа (благо между каналами уже зарождается подобие конкуренции), рекламные статусы и площади — и разделить прибыль между всеми клубами.

А что мешает?

Во-первых, невысокая компетентность руководителей клубов — за редким исключением ими руководят не спортивные менеджеры, имеющие знания, умения, опыт, а «смотрящие», представители собственника, единственная задача которых — контролировать его расходы на свою игрушку.

Во-вторых, традиционные российские понты в стиле «у меня непременно должно быть круче, чем у соседа» — как у губернаторов, так и у олигархов понты эти зачастую перебивают любые попытки рационального подхода к спорту как бизнесу.

Наконец, одна из самых главных причин: подавляющее число профессиональных клубов сидит на бюджетной игле, то есть продавать свой продукт и зарабатывать им не нужно в принципе. Многие собственники клубов рассматривают свою роль исключительно как некую социальную миссию и не то что не ставят такую задачу — зарабатывать, но даже не догадываются, что это необходимо.

Замечу, что клуб сам по себе прибыльным быть не может, даже будь он сверхпопулярным. Для этого он должен находиться в составе лиги, которая организует для клубов-участников единое экономическое, маркетинговое, правовое и информационное поле, лиги, которая устанавливает единые для всех ограничения расходов и помогает с доходами, то есть представляет собой устойчивую бизнес-систему.

Как зарабатывать

Все говорят, что главная проблема нашего спорта — отсутствие сильных менеджеров.

Да бросьте! Дело не в отсутствии квалифицированных управленцев, а в том, что в сложившейся системе на них нет спроса. Это я знаю как никто другой. Когда нет задачи зарабатывать, руководителям нужны не профессионалы, а «свои люди».

Как болельщики могут помочь клубу удержаться на плаву?

Приобретать билеты, а также сувенирную и любую другую его продукцию. Клуб в свою очередь должен болельщиков стимулировать. Как это делается, хорошо известно: в NBA, NHL, NFL, MLB над этими вопросами работают более 50 лет, там давно уже появились сезонные (абонементы) и групповые билеты, мини-планы, семейные пакеты и многое другое.

Одно из самых распространенных заблуждений руководства спортклубов: у нас будет много болельщиков только в случае побед. На самом деле болельщиков много у того клуба, который над этим работает. Например, клуб женской NBA Washington Mystics регулярно занимал в таблице последнее или предпоследнее место, но благодаря агрессивному маркетингу почти всегда выигрывал неофициальный зачет по продаже билетов.

Считается, что Москва и Московская область уже пресытились спортивными состязаниями. Можно ли на этом фоне привлечь и заинтересовать болельщиков?

Я бы сказал по-другому: Москва и Московская область переполнены профессиональными спортивными клубами, которым не нужны болельщики. В Америке меня первое время поражало, что в одном и том же городе могут одновременно проходить матчи по баскетболу, хоккею, бейсболу и американскому футболу. И везде битком: 20–25 тысяч на баскетболе и хоккее, 50–60 тысяч на бейсболе и 90 тысяч на американском футболе.

Связано это вовсе не с исторической популярностью спорта в США — так почему-то принято считать в России, — а с тем, что в каждом клубе на продаже билетов сидят несколько десятков, а то и сотен человек. Задача каждого из них — билеты, билеты и еще раз билеты, доходы от продаж которых исчисляются миллионами долларов с одного матча. Владелец клуба — частное лицо, и все заточено под получение дохода. В России же мне доподлинно известны случаи, когда клуб платил болельщикам, чтобы те пришли поддержать команду. Это российское ноу-хау является верхней планкой идиотизма в спортивном маркетинге.

Как создать лигу

Что представляет собой Московская бас­кетбольная лига, которую вы основали? Насколько успешным оказался этот опыт?

В мире есть два основных варианта развития лиг. NBA и ее клубы стараются развиваться, привлекая деньги со стороны — от заинтересованных телеканалов, рекламодателей, болельщиков. Другой вариант — европейские лиги, в том числе Суперлига РФБ, существующие исключительно за счет участников, которые сами являются спонсорами и не только ничего не зарабатывают, но и едва успевают оплачивать расходы. После трех сезонов работы маркетологом в клубе женской NBA New York Liberty и знаменитой на весь мир арене Madison Square Garden мне было интересно, возможен ли в России первый вариант. И мы с единомышленниками построили маленькую, но действующую бизнес-модель.

Московская баскетбольная лига — это некоммерческое партнерство любительских команд, объединившихся осенью 2006 года, чтобы сов­местно решать общие задачи: маркетинговые, финансовые, политические, информационные. Идея была в том, чтобы высшим органом управления сделать собрание партнеров, то есть представителей команд, которые сами, без указки и диктата сверху, будут решать, как лиге жить и работать. Между собраниями лигой руководят исполнительный орган — совет лиги — и ее президент, ежемесячно
отчитывающиеся перед клубами-партнерами.

Сегодня в мужском чемпионате Москвы, который при поддержке Москомспорта проводит МБЛ, выступают 20 клубов-участников, причем двумя командами каждый (основа и дубль), — это более 1000 игроков.

За 2008 год продажей прав и статусов лига заработала 500 тысяч рублей, при этом взносы всех команд составили всего 20% бюджета. Много это или мало — все относительно. Мне, кстати, было бы интересно узнать, сколько за год заработала Суперлига РФБ — за вычетом миллионных взносов с клубов.

Сейчас в руководство лиги пришли новые люди. Куда они повернут вектор развития, неизвестно. Мне бы не хотелось, чтобы МБЛ превратилась в очередную банальную кормушку, как большинство лиг в России. Лига — что любительская, что профессиональная — может быть партнерством, обществом акционеров, но ни в коем случае не индивидуальным частным предприятием.

Как перестать воровать

Насколько эффективно организована в России система подготовки игроков?

В российских детских спортшколах 1733 бас­кетбольных отделения, которые ежегодно выпускают более 10 тысяч молодых игроков. Однако их работу трудно назвать эффективной: прошлым летом наши молодежные сборные — как юноши, так и девушки — провалились на всех чемпионатах мира и Европы, впервые за последние 10 лет оставшись без единой медали во всех возрастных категориях, а национальная сборная постоянно испытывает дефицит исполнителей во всех линиях.

Россия уже докатилась до натурализации иностранцев для выступления в главной команде страны, тем самым расписавшись в неспособности самостоятельно готовить резерв. Конечно, немалую роль здесь играет и засилье иностранцев в клубах: 30% игроков мужской суперлиги и 21% женской — это варяги, которые забирают до 80% игрового времени у отечественных талантов. Но, на мой взгляд, основная проблема в системе, при которой государственное финансирование спортивных школ зависит не от количества выращенных ими талантов, а от мест, занятых их командами на соревнованиях. Стремление добиться нужного результата — и через него финансирования — любой ценой порождает и фальсификацию паспортов игроков, и «работу» с судьями, и черный пиар в СМИ.

Главной целью работы спортшкол должна быть подготовка игроков, права на которых купят у них профессиональные клубы. Чем больше нашли и вырастили будущих звездочек, тем больше получили на расчетный счет и школа, и тренер. Своего рода ферма — как у сербов или литовцев. А у нас все сводится к количеству — игр и спортсменов, — которое никак не переходит в качество. Нередки случаи, когда отношения родителей и тренера доходят до «хочешь, чтобы твой ребенок играл, — плати».

Для того чтобы заработали экономические стимулы — самые действенные в рыночных условиях, — лигой должно быть организовано полностью прозрачное трансферное пространство, которое сегодня отсутствует даже как понятие. Необходимо выработать правила продажи прав на игроков — ясные, одинаковые для всех участников рынка и при этом четко выполняемые и жестко контролируемые. А государственное финансирование спортшкол должно быть не более чем средством укрепления их ма­териально-технической базы или компенсации расходов на участие в соревнованиях.

У большинства клубов нет своих площадок. Нужно ли менять эту ситуацию или сущест­вующая система аренды не мешает работе?

Система, при которой владельцами клуба и арены являются разные лица, крайне неэффективна: их интересы сталкиваются постоянно. И это именно та сфера, в которой государство сегодня может и должно серьезно помочь спорту. Муниципальное финансирование профессиональных клубов — откровенный бред, к тому же еще и незаконный. Вместо этого нужно строить спортивные арены вместимостью от 10 000 мест и передавать их в управление клубам. Только тогда они получат возможность зарабатывать, обретут какое-то подобие стабильности и хоть немного станут похожими на своих профессиональных коллег за океаном. В США, кстати, более 10 000 восьмитысячников — на всю Россию их от силы 15.

Заинтересована ли Федерация баскетбола в самоокупаемости клубов?

Зачем им это? Из интервью президента РФБ я узнал, что им не очень даже важно, сколько команд будет участвовать в чемпионате России. Гораздо важнее, чтобы никуда не делся ВТБ, на средства которого они собираются проводить новые турниры. Для выхода на само­окупаемость клубы должны сократить свои расходы, а это напрямую повлияет на доходы федерации, которую эти клубы содержат. Потолок зарплат в клубах, по сути, означает потолок доходов РФБ. Характерно заявление главы РФБ Сергея Чернова, который до недавнего времени являлся и руководителем Суперлиги, о том, что «в России нет предпосылок и рычагов для создания коммерческой лиги». При таком подходе ее не будет никогда. Нынешний чемпионат России — это увлекательное соревнование «кто больше потратит денег». Вот Михаил Прохоров и перевел инвестиции из ЦСКА (где он терял не менее $30 миллионов в год) в NBA (где с толковым маркетологом он сможет зарабатывать не менее $100 миллионов). В общем, рассчитывать на федерацию наивно: клубы и их собственники должны понять, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Русский репортер

Добавил: Saniog

Теги: интервью Чемпионат России Борислав Гуляев

в фейсбук Класс! в жж

Комментарии:

Автор Сообщение
DrGash
Дмитрий

нет картинки
05.06.2010 14:38 #

Как-то грустно стало
 
Jester
Сергей

нет картинки
06.06.2010 20:36 #

Интересная статьёвина. Непонятно тока, как можно сто лямов зарабатывать в Нетс, когда большинство клубов убыточны.
 
veteran
veteran

нет картинки
07.06.2010 11:12 #

Мне казалось, что большинство клубов НБА прибыльны… Или это временные трудности, связанные с кризисом. В противном случае, никто не стал бы их содержать — это не Россия ))
Статья отличнейшая! Особенно: "В России же мне доподлинно известны случаи, когда клуб платил болельщикам, чтобы те пришли поддержать команду. Это российское ноу-хау является верхней планкой идиотизма в спортивном маркетинге".
А слова: "Необходимо выработать правила продажи прав на игроков — ясные, одинаковые для всех участников рынка и при этом четко выполняемые и жестко контролируемые" — полностью расходятся с делом в современной России, где ЖЁСТКО не контролируется ни один закон, который интересно обойти…
 

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться



июнь
август

июль 2017

пнвтсрчтптсбвс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Реклама на сайте



Вакансии