Андрей Широков: «Участники лиги должны начать зарабатывать на баскетболе»

Алексей Безъязычный, «Спорт-Экспресс» // 01 октября 2010

0



6 октября матчем ЦСКА — «Летувос Ритас» стартует второй чемпионат Единой лиги ВТБ — соревнования с участием ведущих клубов Восточной Европы. В среду гостем редакции «СЭ» был генеральный директор лиги.

— Фактически новый сезон станет не вторым, а третьим в истории лиги. Ведь был еще так называемый Промо-кубок в декабре 2008 года. Чем предстоящий чемпионат будет отличаться от предыдущих?

— В первую очередь, лига расширилась. Это ключевой момент. Турнир становится все привлекательнее для потенциальных участников. Теперь клубов не 8, а 12, и представляют они не 5, а 8 стран. К России, Украине, Литве, Латвии, Эстонии добавились Белоруссия, Финляндия и Польша. Причем речь идет не только о расширении географии, но и о качественном скачке. По сути лига объединила все ведущие команды региона. Ровно половина участников — ЦСКА, «Летувос Ритас», «Жальгирис», «Химки», «Проком», УНИКС — клубы Евролиги. А другие — те, для кого наш турнир является главным событием сезона, — соответствующим образом формируют свой бюджет. Стараются выполнять все требования лиги, среди которых коммерческая составляющая имеет первостепенное значение. Ведь основная задача Единой лиги ВТБ — сделать баскетбол Восточной Европы как минимум самоокупаемым. И я уверен, шаг за шагом мы к этому придем. Предпосылки для прогресса просто замечательные. У лиги появились новые спонсоры. Во всех восьми странах-участницах матчи турнира будут транслироваться по общедоступному телевидению. По девяти каналам.

— Почему девяти, а не восьми?

— В Литве права на показ игр приобрели сразу две компании — «Летувос Ритас» и «Спорт 1». Первая вживую будет показывать матчи «Ритас», а «Жальгириса» — с 15-минутной задержкой. Вторая — наоборот. И такой интерес литовцев к нашему турниру неслучаен. По моим данным, рейтинг каунасского «Финала четырех» Единой лиги ВТБ-2009/10 перекрыл все остальные спортивные мероприятия, проходившие на территории Литвы в прошлом году. Кстати, у нас в стране матчи лиги будет транслировать канал «Россия-2».

— Сколько удалось выручить от продажи телевизионных прав?

— На данном этапе нам важнее не заработать на продаже прав, а добиться того, чтобы матчи лиги увидела как можно более широкая аудитория. Нужно «взрыхлить» рынок. А прибыль получать будем потом, когда «раскрутим» продукт по-максимуму. Пока же какие-то поступления — и не самые большие — идут только от телекомпаний, представляющих третьи страны.

— Например?

— Матчи Единой лиги ВТБ-2010/11 точно увидят Греция и Кипр. В завершающей стадии находятся переговоры о реализации телеправ в странах бывшей союзной Югославии. И это не предел. Лига планирует завоевывать все новые и новые рынки.

— Что дало привлечение новых спонсоров?

— Благодаря увеличению суммы спонсорского договора с банком ВТБ, а также с привлечением новых партнеров нам удалось существенно поднять призовой фонд — с 28 миллионов рублей до 45. 6,1 миллиона достанутся победителю, а команды, занявшие последние места в группах, получат по 2,5. При этом, как и раньше, участие в Единой лиге ВТБ не стоит командам ни копейки. Перелеты, проживание в гостиницах, гонорары судей, выплата страховок — все эти расходы покрываются за счет спонсоров. Обратите внимание: в Единой лиге ВТБ до сих пор не было зафиксировано ни одного судейского скандала. Это объясняется тем, что арбитры, в отличие от большинства других турниров, с клубами никак не контактируют. Во многом уникальна и наша система страхования. В случае травмы накануне, по ходу или на следующие сутки после матча, клуб имеет право в течение двух месяцев получать по 540 долларов за каждый день вынужденного простоя игрока. Промо-кампания, разные специальные мероприятия, работа офиса лиги — все это также оплачивается спонсорами.

— Сколько человек задействовано в офисе?

— Десять.

— Все россияне?

— (Улыбается.) Нет, есть один парень из Киргизии. Только не подумайте, что мы наняли гастарбайтера. Речь идет об очень талантливом программисте и настоящем фанате баскетбола.

— А среди спонсоров нероссийские присутствуют?

— Нет. Нашим основным партнером по-прежнему является банк ВТБ — титульный спонсор лиги. Он формирует более половины бюджета. Недавно с нами начали активно сотрудничать еще две известные фирмы. Компания «Соллерс» — производитель и официальный дистрибьютер в России автомобильных марок SsangYong и UAZ Patriot, а также компания Chronopay, работающая в сфере онлайн-платежей.

Кстати, в рамках нашего договора с «Соллерс» запланирован интересный конкурс среди болельщиков. Главный приз — новый внедорожник SsangYong. Претенденты, отобранные по специальной системе, разыграют его во время «Финала четырех». Также любой болельщик может выиграть автомобиль уже на матче открытия ЦСКА — «Летувос Ритас». Нужно только приехать в УСК ЦСКА за 45 минут до начала игры, подойти к специальной стойке конкурса и ответить на вопросы баскетбольной викторины. Пятерка самых эрудированных болельщиков в большом перерыве выйдет на площадку и разыграет автомобиль.

Не могу не упомянуть о поддержке, которую постоянно оказывает Единой лиге ВТБ заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов. Он помог нам в решении многих жизненно важных вопросов. Сергей Борисович постоянно участвует в формировании идеологии лиги и концепции ее дальнейшего развития.

— Возможно ли появление у Единой лиги спонсоров из-за рубежа?

— Почему нет? Мы открыты для любого сотрудничества. Кстати, одна крупная финская компания уже выходила на нас с подобным предложением.

— Не опасаетесь, что финский спонсор захочет видеть в лиге не один, как сейчас, а, скажем, три клуба из своей страны? Ведь это снизит спортивный уровень турнира.

— Подобные решения принимаются на уровне Совета лиги, в котором помимо спонсоров представлены все команды-участницы и их национальные федерации. Протолкнуть заведомо невыгодную остальным идею практически нереально. (Улыбается.) Вот если бы финны согласились пополнить общий призовой фонд, скажем, на 15 миллионов евро, тогда...

— А чем выгодно остальным присутствие в лиге даже одного финского клуба — «Хонки»?

— Финский рынок скоро принесет доход. И не надо так уж принижать потенциал тамошнего баскетбола. «Хонка» располагает очень сильной детской школой, из которой в свое время вышли такие известные мастера, как Раннико и Моттола. Рассматривая вопрос о включении этой команды в лигу, мы учитывали, что как раз сейчас за «Хонку» выступает целая группа талантливых молодых игроков. Руководство «Хонки» готово развиваться вместе с Единой лигой ВТБ. Так, как это делают ВЭФ или «Калев», заметно увеличившие размер бюджета по сравнению с прошлым сезоном. Они понимают, что турнир предъявляет им новые требования. Все очень просто: хочешь и готов соответствовать стандартам лиги — тебе помогут, нет — до свидания. Недостатка желающих присоединиться к нашему проекту мы не испытываем. И если та же «Хонка» в будущем, что называется, «не потянет», замена ей, поверьте, найдется быстро. Долгосрочных лицензий, как это делает Евролига, мы никому не выдаем. Пока.

— За счет каких стран лига планирует расширяться дальше?

— В идеале хотелось бы довести число клубов до 16 — 18. Разумеется, российских среди них должно быть не три, а хотя бы 5-6. В то же время важно понимать: восточноевропейские партнеры нужны России не меньше, чем мы им. По-настоящему сильный турнир можно сделать только сообща. Я уверен, что серьезную баскетбольную лигу лишь за счет внутрироссийского ресурса не создать. Если проанализировать историю нашего клубного баскетбола за последние лет тридцать, то в высшей лиге чемпионата СССР играло всего три клуба из России. В российской суперлиге даже в лучшие годы было максимум 7-8 приличных команд. А в последнее время мы больше теряем клубы, чем приобретаем. Это объективная реальность. И сегодня, когда партнеры из Восточной Европы повернулись к нам лицом и хотят сотрудничать, не организовать большую и сильную восточноевропейскую лигу — это просто обрубить себе пути к развитию. Такой проект способен стать локомотивом для клубного баскетбола и в России, и в других странах.

— Каким образом Единая лига ВТБ собирается выстраивать отношения с образованной недавно ПБЛ, которую ваш турнир, по сути, со временем призван заменить?

— Я так вопрос не ставил бы. Существует много способов интеграции чемпионата России в Единую лигу. Скажем, можно создать отдельный российский дивизион, победитель которого по итогам двухкруговой регулярки объявлялся бы чемпионом страны. Но, по моему глубокому убеждению, и нас, и ПБЛ сейчас должна прежде всего волновать не спортивная, а коммерческая составляющая. Пока российский баскетбол — это очень маленькая полянка, делить которую совершенно бессмысленно. Куда лучше встроить ее в систему, позволяющую тому же «Жальгирису» отбивать треть своего бюджета только за счет продажи билетов. Или собирать на игры по 16 тысяч зрителей, которые мне обещали на матчах Единой лиги ВТБ в Минске. Если все участники турнира научатся возвращать вложенные ими средства, будут заполнять свои арены, лига очень быстро получит массового зрителя. А значит, в нее потекут серьезные финансовые потоки от телевидения и рекламодателей. И участники турнира начнут действительно зарабатывать на баскетболе.

Спорт-Экспресс

Добавил: Saniog

Теги: интервью Андрей Широков Единая лига ВТБ

в фейсбук Класс! в жж

Автор Сообщение

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться



июнь
август

июль 2017

пнвтсрчтптсбвс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Реклама на сайте



Вакансии